Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
#дистанционное_обучение
Диана Минец
Об изучении творчества М. Шолохова с помощью квестов, зачетах в виде инфографики и о том, каким должен быть хороший учитель, рассказала Диана Минец, учитель русского языка и литературы женской гуманитарной гимназии, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России – 2020»
Впервые столкнулись с дистанционным обучением или уже был опыт?
— Я давно уже практикую разные формы онлайн-работы, дистанционного, мобильного и сетевого обучения, поэтому нынешние условия не были для меня неожиданностью. Еще со времен работы в вузе на занятиях мы использовали разного рода интерактивы, онлайн-тесты, дистанционные платформы. Я даже вела курс, посвященный информационным технологиям в образовании. К слову, многим это потом пригодилось в условиях педагогической практики в школах.

Если не ошибаюсь, ваше выступление на региональном этапе конкурса в Вологде было как раз об этом?
— Верно. Почти все мои открытые занятия, лекции и мастер-классы были посвящены именно использованию гаджетов в процессе обучения. Хорошо запомнилась болезненная реакция членов жюри на мои слова о том, что сегодня учитель с мелом и тряпкой просто не выживет. Прошло пару недель – реальность доказала обратное: учитель, не владеющий инструментами онлайн-обучения, окажется нефункциональным.

Удается сформировать среду, в которой можно пообщаться с такими же прогрессивными преподавателями?
— За последние 2 года удалось побывать на крупных образовательных форумах и конференциях («Город образования-2019», «EdСrunch»), где был широко представлен опыт педагогов, для которых применение технологий в обучении уже повседневные реалии. Знаете, это очень полезная вещь, ибо мотивирует на освоение нового.

Насколько понятна система дистанционного обучения, предложенная учителям и ученикам? Что необходимо в ней доработать?
— Всегда считала, что хороший учитель – это тот, кто может оставаться учителем в любых условиях и обстоятельствах: на дистанте, онлайн, или офлайн. Только ленивый уже не высказался о том, что наша система образования на всех уровнях (школа, колледж, вуз) оказалась не готова к столь резкому переходу. Но это хороший «вызов» системе, это та «боль», которая требует незамедлительного решения. Мы хотим составить конкуренции европейскому образованию, так что условия самоизоляции – это прекрасная возможность увидеть проблемные зоны. В нашей системе образования нужно не «дорабатывать что-то», а лишь делать все вовремя и адекватно, тогда и приход зимы, что называется, для коммунальщиков не станет неожиданностью.
Всегда считала, что хороший учитель – это тот, кто может оставаться учителем в любых условиях и обстоятельствах: на дистанте, онлайн, или офлайн.
Нельзя не согласиться. Диана, а как вы проводите уроки для своих учениц? С помощью чего поддерживаете их живой интерес и мотивацию?
— Работая через режимы видеоконференций на различных платформах, вы не чувствуете живых эмоций детей, а видите лишь экран, «черное зеркало», что называется, поэтому нужно разбавлять режим «говорящей головы» интерактивом. Я каждый день веду уроки онлайн, готовлюсь к ним, придумываю своим детям новые «фишки» для эффективного усвоения материала. У нас на уроках регулярно проводятся онлайн-квесты, викторины, решение вполне серьезных заданий (например, формата ЕГЭ и не только) через игровые формы. Это позволяет ученику не уставать от урока и не терять интерес к происходящему.

Звучит интересно! Приведите пример с последних занятий русской литературой.
— Буквально на днях проверка знания текста романа «Тихий Дон» М.Шолохова у нас проходила в формате индивидуальных квестов. Тут и литература, и логика, развлечение, и интерес. Или, например, зачетная работа по творчеству М.Булгакова представляла собой создание инфографики на платформе Canva по самостоятельно выбранной и разработанной теме жизни или творчества писателя.

Используете сервисы вроде «Фоксфорд»?
— В качестве базовой на территории Вологодской области рекомендовано использовать «Фоксфорд», но в работе со своими ученицами я не ограничиваюсь одной платформой. Видеоконференции мы проводим в Zoom, интерактивные тесты и викторины решаем в Nearpod и Kahoot!, квесты – на платформе Learnis, опросы – в Mentimeter.

Сложно представить, сколько времени занимает поиск и изучение этих ресурсов!
— Для того чтобы разработать качественный образовательный контент, разумеется, надо, что называется, «заморочиться», потратить время и силы. Но дистанционное обучение – это же, простите, не самоподготовка, когда учитель через мессенджер скидывает номер параграфа учебника или ссылку на новую тему, а дети сами осваивают материал, а потом высылают ему фото выполненных заданий. Дистанционное обучение – полноценный образовательный процесс, а не профанация, своего рода каникулы для тех и для других, поэтому и работать должны оба участника этой коммуникации.
Дистанционное обучение – полноценный образовательный процесс, а не профанация, своего рода каникулы для тех и для других, поэтому и работать должны оба участника этой коммуникации.
Если оценивать дистанционное обучение в целом, считаете такой вариант оптимальным? Или все же отказываться от обучения офлайн пока не стоит?
— Такая формулировка вопроса не должна стоять. Наша система образования должна быть готова к любому варианту развития событий. У меня есть одиннадцатиклассницы, которые говорят, что хотели бы учиться так всегда, потому что им комфортно работать в таком режиме: отоспаться, встать, заниматься на онлайн-уроках, потом выполнять домашнее задание. Но здесь важен фактор самодисциплины. Ученики старшей школы могут себя дисциплинировать, заниматься самостоятельно, а младшим это дается сложнее.

В таком случае, как вы видите перспективы развития системы образования?
— Условия меняются, мир не стоит на месте, рынок онлайн-образования активно развивается. Разумеется, сегмент школ в силу специфики этого уровня образования должен оставаться в значительной степени консервативным, ибо школа – это воспитание. Вариант совмещения онлайн-обучения (индивидуальные образовательные маршруты, внеурочная деятельность, дополнительные образовательные услуги, корпоративная культура и пр.) и традиционного должен определить вектор развития образования на ближайшее будущее.