Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
#дистанционное_обучение
Екатерина Целикова
Первый проректор Череповецкого государственного университета Екатерина Викторовна Целикова рассказала Lifestyle об экзаменах в режиме онлайн, что такое образовательный запрос и когда все-таки университет планирует выход из режима самоизоляции.
Все экзамены и защиты сейчас проходят в режиме онлайн. Это стресс для студентов?
— Более ли это стрессовая ситуация, чем если бы студент проходил аттестацию очно? У всех по-разному. Те студенты, кто адаптировался за прошедшие два месяца в новых условиях, посещал все занятия, активно взаимодействовал с преподавателем, изучил работу ресурсов, будут испытывать стресс по минимуму.

Многие студенты и преподаватели рассказывали про дистанционный формат обучения разные истории помогающие им справиться со стрессом. Например, некоторые студенты показывают преподавателям и одногруппникам своих домашних животных в камеру. Нам кажется, мурлыкающий котик на руках отлично помогает учиться, об этом опубликовано столько смешных картинок в интернете.

Мы каждый день мониторим ситуацию и отмечаем, что посещаемость, например, по сравнению с очной формой, в целом выросла. Если раньше она была 70–75%, то уже сейчас на уровне 85–90%. Особенно высокий показатель у выпускных курсов. Вероятно, включилась мотивация, желание все-таки завершить обучение, получить диплом.

Например, чтобы сдать гос. экзамены необходимо перед началом защит пройтись по всей комнате с камерой, показать, что студент не списывает. Все, как в реальной жизни.

Какие проекты пришлось перенести, а какие провести в Сети?
Одним из мероприятий, которое продолжается в дистанционном формате, является интенсив «Фабрика разработок ЧГУ 2.0» — внедрение проектного обучения. Финал проекта буквально недавно прошел в онлайне. Мы пригласили все команды, экспертов и наших индустриальных партнеров. Участники представили результаты своей работы в формате питча в течение 5 минут, имея возможность ответить на вопросы.

У нас порядка 100 команд — все ребята, а их практически 900 человек, движутся к завершению. Примерно 80% участников, чьи проекты в сфере IT, социально-гуманитарной направленности или частично инженерной, продолжают работу. Благодаря таким инструментам, как сервисы Trello, MicrosoftTeams и мессенджеры, решение совместных задач остается возможным. У других ребят, проекты которых были сопряжены с «железом» или с тестированием на реальных предприятиях, мы сдвинули фокус в сторону ответа на образовательный запрос.

Прямо сейчас в период инфекции мы проводим Дни открытых дверей в Он-лайне. Получается классно. Мы решили повторить формат «Вечернего Урганта», где в гости к ведущему приходят гости. В нашем случае это тоже звезды, студенты и преподаватели нашего университета. Про что они рассказывают? Про интересные истории из своей студенческой жизни, про бессонные ночи во время работы над проектами, про форумы, про события. Мы оперативно отвечаем на вопросы и чатов. Подробно рассказываем о направлениях подготовки о том, как будет проходить приемная кампания 2020 в ЧГУ. Кстати, судя по обратной связи такой формат понравился не только детям, но и родителям. Мы очень рады, что смогли переформатировать такие большие мероприятия и провести их в режиме он-лайн.

Образовательный запрос?
— Я поясню. Это новое понятие, которое незнакомо тем, кто учился по традиционной лекционно-практической системе. Образовательный запрос — это осознанный запрос на знания. Когда студент реализует проект и вдруг понимает, что того объема знаний, который ему давали, недостаточно. Тогда он формулирует запрос своему преподавателю. Такие обращения обрабатываются с помощью специальных людей — сборщиков образовательного пространства. По итогам студентам выдаются рекомендации, какие пройти курсы или в каком онлайн-мероприятии поучаствовать. Это гораздо более гибкий формат, чем лекции, практические или лабораторные, и позволяет удовлетворить этот осознанный запрос студента, чтобы двигаться дальше.

Образовательный запрос — это осознанный запрос на знания. Когда студент реализует проект и вдруг понимает, что того объема знаний, который ему давали, недостаточно.
Уже прошло два месяца работы в новых условиях. Как непосредственно ЧГУ справился с переходом на дистанционный формат?
— Во-первых, мне хочется отделить использование ресурсов и инструментов для дистанционного обучения от перехода на такой формат — это разные вещи. За эти два месяца мы сумели перестроиться на инструменты, которые позволяют нам вести занятия дистанционно. У нас есть свой ресурс – образовательный портал, там выложены все занятия, практические и контрольные работы, можно задавать вопрос преподавателю. Второй ресурс — MicrosoftTeams. Кроме того, у всех студентов есть корпоративная электронная почта Outlook. Мы проводим специальные методические семинары для преподавателей. Стараемся адаптивно донести до них все лучшие практики, которые сейчас существуют.

Надо понимать, что все это достаточно непросто для многих преподавателей, которые жили в другой реальности, практически нецифровой. При этом чем дальше, тем лучше они адаптируются. Некоторые отмечают, что будут использовать онлайн-инструменты и дальше в своей работе.

Другой момент, который касается перехода на дистанционное обучение, — это целый способ образования. Переходить на него полностью мы не планируем. Думаю, будем использовать смешанный формат. Мне кажется, что в случае с заочной и вечерней формами обучения такой подход себя оправдает.

Пандемия – это проверка на прочность каждого из нас. Формирование у себя позитивного мышления — это тоже компетенция. Не думать только о плохом и жалеть себя, а рождать позитив изнутри — такие люди, мне кажется, притягиваются.

Вы не боитесь халтуры со стороны студентов?Очевидно, что образование — дело каждого, но, скажем, математика на гуманитарных специальностях всегда была камнем преткновения. Сдать такой предмет сейчас проще?
— Тут я могу сказать, что преподаватель обладает более широким знанием своего предметного поля. Он может задать любой вопрос, который позволит сделать вывод о том, насколько студент владеет темой и готов рассуждать. К тому же с помощью инструментов MicrosoftTeams письменные задания по той же математике можно решать на экране — весь процесс решения будет виден преподавателю.

Часть сессии уже прошла в новом формате, и нареканий о том, что студенты списывали или пытались увильнуть, пока не было. Преподаватели даже рады, что смогли воспитать ребят, которые могут сдать выпускной экзамен, не прибегая при этом к халяве.

В любом случае я за осознанное обучение. Мы надеемся, что студенты осознанно относятся к своему образованию — это важно, прежде всего, для них. Выйти на финишную прямую и не знать, что будешь делать дальше, – плохая перспектива.

Потребовалось ли перекраивать учебный план? Есть лабораторные, практические занятия, оборудование для которых находится в университете, и сделать их в условиях удаленного обучения нет возможности.
— Не пришлось. Мы изменили сроки — сдвинули некоторые сессии, перенесли лабораторные работы на более поздний период, дав возможность преподавателю их трансформировать. Мы понимаем, что для некоторых направлений, таких как инженерные, технические, биохимические, работа руками в лаборатории — основа обучения. И поскольку некоторые предметы продолжатся в следующем учебном году, мы перенесли практическую часть программы. Для нас важно, чтобы у студентов сформировался практический навык работы, без которого не смогут полноценно сформироваться компетенции.

Некоторые преподаватели и в новых условиях находят способы провести практические занятия. Иногда они включают простейшие опыты, которые студент может сделать дома, имея под рукой йод, воду и им подобные самые простые вещества.

Когда университет планирует выходить из режима самоизоляции? Какие будут приняты меры по возвращению к нормальной работе?
— Если мы начнем учебный год 1 сентября в очном формате — это уже будет хорошо. В этом году все университеты принимают студентов в дистанционном режиме. Мы все работаем циклично и зависим от дат, и в частности от последнего ЕГЭ. По последним сообщениям, его могут провести в июле–августе. Соответственно, приемная кампания состоится либо в июле–августе, либо в августе–сентябре. Самый неоптимистичный прогноз заключается в переносе начала года на 1 октября, что в целом не противоречит Закону «Об образовании».

Конечно, все соскучились друг по другу: студенты — по преподавателям, преподаватели — по студентам. Поэтому верим в лучшее и надеемся, что учебный год традиционно начнется 1 сентября.
ЧГУ примет участие во Всероссийском онлайн-выпускном, который, по предварительным данным, хотят провести 4 июля.
Будет ли в этом году организован традиционный отдых для студентов?
— Мы ждем, когда снимут все ограничения, и ситуация стабилизируется. Зарезервированные средства, конечно же, остались в университете. Если у нас получится организовать традиционный отдых хотя бы в августе, то мы это сделаем. В противном случае выберем местные базы отдыха. Возможно, это будет уже не летом, а в другой период.

Что насчет выпускного?
– Одно из самых долгожданных событий, конечно, совершится – было бы неправильно лишиться этих радостных эмоций в конце года. Некоторые ради него учились, некоторые просто хотели порадоваться за себя и своих коллег. (Смеется.) ЧГУ примет участие во Всероссийском онлайн-выпускном, который, по предварительным данным, хотят провести 4 июля. Мы сделаем и свои включения – как раз сейчас думаем над форматом, чтобы все могли увидеть друг друга, нарядиться, быть красивыми и радостными.