Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
Как проходили репетиции в режиме онлайн, на что вдохновляет карантин и чего ждать от нового театрального сезона, рассказали руководитель литературно-драматургической части Ирина Остренко и актеры Камерного театра Матвей Пирушкин и Алена Родина.
«Карантинные месяцы в Камерном театре были насыщены плодотворной работой. Смело можно сказать, что мы не утратили рабочий ритм. Прямой контакт со зрителями, по которым мы очень скучали, временно заменили дистанционные формы работы в режиме онлайн. Наши актеры участвовали в мастер-классах и семинарах известных российских режиссеров и драматургов, представляли творческие проекты на онлайн-фестивалях и конкурсах. Театр принял участие в онлайн-фестивале, посвященном 75-летию Победы. Была представлена литературно-музыкальная композиция «Я родом не из детства – из войны…». Ее подготовил актер Матвей Пирушкин вместе с воспитанниками театральных студий города. В основе сценария – дневниковые записи детей войны, оказавшихся в гетто, концлагерях, блокадном Ленинграде, на оккупированной территории. С этой постановкой еще в апреле театр принял участие во Всероссийском конкурсе «Изоляция 2020» и получил диплом лауреата 3-й степени.

Постановочный процесс проходил в Камерном в совершенно новом репетиционном формате. Режиссер спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» народный артист России Олег Леваков проводил итоговые репетиции комедии Бомарше, находясь в Санкт-Петербурге. Он наблюдал за происходящим на сцене Камерного театра с помощью веб-камер и тут же вносил свои коррективы. Премьера спектакля должна была состояться еще в апреле. Но зрители смогли увидеть первый показ комедии только 30 сентября, в день открытия нового театрального сезона. Многие из них, чтобы поддержать театр, сохраняли купленные билеты более полугода и, несмотря на некоторый дискомфорт, связанный с ограничительными мероприятиями, испытали подлинную радость от встречи с любимыми актерами. Вместо запланированных ранее трех спектаклей мы сделали пять показов. Постановка получила массу восторженных зрительских откликов в социальных сетях и в книге отзывов.

Читка пьесы современного российского драматурга Николая Ермохина «Шлагбаум» и застольный постановочный период также проходили в режиме онлайн. Режиссер-постановщик Никита Золин находился в Челябинской области, а участники спектакля – в Череповце. Но творческое взаимодействие было абсолютным! В августе, когда в театре были разрешены репетиции, Никита Золин приехал в наш город и продолжил работу над спектаклем уже на сцене Камерного театра. Трагикомедию «Шлагбаум» зрители увидят в конце октября. Это спектакль о сложной природе любви, способной преодолеть пространство, время и даже смерть.

В таком же формате проходили и первые репетиции детективной комедии Р. Хоудона «Восемь любящих женщин» (режиссер Григорий Веселов). Это очередной совместный проект Камерного театра и театрального агентства «Премьер». Первые показы спектакля должны состояться в ноябре этого года.

В режиме онлайн началась и работа над долгожданным детским спектаклем «Кошкин дом» по пьесе С. Маршака (режиссер Татьяна Макарова). Премьера планируется в феврале 2021 года.

Шесть наших молодых актеров выиграли стипендии СТД РФ на осуществление творческих проектов. Это будут камерные постановки как для детей, так и для взрослых. Работа над ними ведется и должна завершиться до конца года.

И еще – о планах. Новогодней премьере – быть! Мы верим, что дети и взрослые обязательно увидят новогоднюю сказку «Тайна исчезнувшей принцессы» в постановке режиссера Елены Баталиной. И пусть чудеса сбываются!»

Ирина
Александровна Остренко,
руководитель
литературно-
драматургической части
«Я стараюсь относиться ко всему философски: ну карантин так карантин. Не может же это длиться вечно! Жизнь течет как река, меняется – не стоит отчаиваться. Это не должно угнетать. В месяцы изоляции постановочный процесс впервые проходил удаленно. Читка новой пьесы, репетиции – мы общались через Zoom. Такого у нас еще не было! В целом нормально, но…
Я ценю запах сцены, запоминаю живые лица, движения актера и прикосновения к тебе. И, честно говоря, не признаю онлайн-спектакли. Такой формат не способен заменить живое общение с залом. Исключение – игра великих актеров, которых уже давно нет в живых. Одна из любимых постановок – «Дальше тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Пересматривать запись – чистое наслаждение!

Карантин вдохновил разве что на чтение и писательскую деятельность –
у меня появились новые стихи. Обожаю читать биографии великих, известных людей. Недавно познакомилась с биографией знаменитой модели Регины Барской. Когда-то по Первому каналу про нее показывали сериал «Красная королева», я его тоже посмотрела. Личность и судьба этого человека произвели на меня сильное впечатление. Каждый из нас хранит много тайн, но у великих людей они причудливее. Так, благодаря самоизоляции, открыла для себя Регину: красивую, целеустремленную, талантливую личность, при этом не нашедшую себя в жизни как женщина.

Первый спектакль после карантина воспринимаю как праздник, хотя одновременно это такая же работа, как и раньше».
Алена Родина,
актриса, член Союза театральных деятелей
«За время самоизоляции я познакомился с множеством новых вещей. Не потеряться в этом информационном океане помог Союз театральных деятелей России, который предлагал нам большое количество любопытных проектов. Так, я поучаствовал в видеоуроках преподавателя сценической речи Елены Ласковой, что мне как педагогу весьма полезно. Участвовал в чтецкой группе – мы знакомились с театральными статьями XX века и через неделю обсуждали их с педагогом «Высшей школы экономики». Если бы не пандемия, когда бы еще я смог пообщаться с педагогом московской ВШЭ? Вершиной карантина считаю проект «Монологи Марчелли» художественного руководителя Моссовета. Отобрали 10 человек – мужчины делали «Чайку» Треплева, а девушки ставили современную польскую драматургию Кшиштофа Бизе. Сидеть у него на репетициях было невероятно!

Было необычно работать в онлайн-формате: ребята записывали мне видео читки стихотворений и прозаических диалогов из спектакля. Я знакомился с материалом, обозначал, что не так, мы созванивались, обсуждали ошибки, исправляли их, а потом приходилось смотреть все заново. В каких-то отрывках сам принимал участие, и, признаться, это было непросто. Сначала надо правильно настроить камеру, свет, микрофон. А затем, глядя на результат, осознаешь, какой кошмар, и все переделываешь! Ложился спать, когда за окном уже светало. С одной стороны, пришлось помучаться, но с другой – мы реализовали обширный проект, ежедневно выкладывая множество записей в официальную группу Камерного театра.

Театральная студия «ЧерДАК» тоже перешла в онлайн. Мы продолжили занятия по речи, сценическому движению, даже с элементами актерского мастерства. Это было по-другому, но все равно весело. Отмечали дни рождения Андрея Тарковского и Анны Ахматовой. Записывали видео в официальную группу студии «ЧерДАК», где принимали участие как и студийцы, так и актеры. Придумали крутой проект «Диалоги на Чердаке»: Алена Храмова, педагог студии, брала интервью у артистов театра, и многие зрители смогли поближе познакомиться с любимыми актерами. В сентябре, когда позволяла погода, проводили занятия на открытом воздухе – это не только интересно, но и полезно для детей. Главное, что многие ребята продолжали учиться, осознавая для себя важность театра.

Когда театру разрешили открыться, и я впервые вышел на сцену после карантина, возникло странное ощущение, словно я тут впервые. Мы репетировали в масках, перчатках – все как полагается. Первую премьеру нового сезона, спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро», показывали режиссеру Олегу Левакову из Санкт-Петербурга по видеосвязи. Он мог наблюдать за игрой через веб-камеры, а в конце мы всем составом слушали впечатления режиссера о прогоне.

В заключение хочется напомнить: все, что ни делается, – все к лучшему. Жизнь продолжается, и надо ее любить».
Матвей Пирушкин,
актер, член Союза театральных деятелей
СЫН ВЕЛИКОЙ БАЛЕРИНЫ
ТОНОК, БЛЕДЕН, АРТИСТИЧЕН.
ШОРТЫ ЦВЕТА МАНДАРИНА
РАССТЕГНУЛ ОН НЕПРИЛИЧНО.

ОН ЛЕЖИТ В МЕХАХ И С ПЕРСТНЕМ
И СО МНОЖЕСТВОМ КОСИЧЕК.
РЕЖИССЕРУ КУЧУ ВЕРСИЙ
БРОСИВ, БУДТО КОРОБ СПИЧЕК.

«ВОПЛОЩАЙТЕ ЭТО ТЕЛО!
НАПИШИТЕ ЭТУ ДУШУ!»
ОН КИНЖАЛОМ РЕЖЕТ СМЕЛО
КРЕАТИВНЫЙ ФРЕНЧ ИЗ ПЛЮША.

СЫН, РОЖДЕННЫЙ ОТ БАЛЕТА!
В ТАНЦЕ, В МУКАХ – ОТ ИСКУССТВА!
СЛЕВА – НЕЖНАЯ ИВЕТТА,
СПРАВА – СТРАСТНАЯ АВГУСТА.

ЛЮБИТ ОН КАЛЬЯН В ГРИМЕРКЕ,
МАК, ГАШИШ И ТАРАНТИНО.
ОН СИДИТ, КАК ПРИНЦ НЬЮ-ЙОРКА,
КАК РЕБЕНОК ПАЛЕСТИНЫ.

ПЕРЕД НИМ – СИСТЕМЫ МИРА:
НЕМИРОВИЧ, СТАНИСЛАВСКИЙ...
ВСЕ ГЕРОИ – «БОМБАРДИРЫ»:
МЫШКИН, ГЕРМАНН, ГАМЛЕТ, ЧАЦКИЙ...

КАК ОЧНЕТСЯ – СНЕГ И ПОЛНОЧЬ,
И КРУЖА́ТСЯ ХЛОПЬЯ В РАМЕ.
«АХ, КАКАЯ ЖЕ Я СВОЛОЧЬ,
ВНОВЬ ЗАБЫЛ ОТВЕТИТЬ МАМЕ»...

ХЛОПЬЯ СНЕГА-БАЛЕРИНЫ
ОТ ИГРУШЕЧНОГО САНТЫ...
ГРУСТНО ГДЕ-НИБУДЬ В БЕРЛИНЕ
СНИМЕТ ЖЕНЩИНА ПУАНТЫ.