Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
В условиях всемирного кризиса, вызванного эпидемией COVID-19, экономика испытывает серьезные изменения. Едва ли можно найти бизнес, который бы в той или иной мере не ощутил их на себе. Сейчас время мобилизовать усилия, пересмотреть процессы, понять, что интересует вашу аудиторию, и решить, что можно ей дать. О ключевых действиях руководителя в кризис рассказывает предприниматель Наталья Лебединова.
Пересмотреть бизнес-процессы
Кризис всегда влечет за собой изменения в бизнес-процессах. Часть из них становится попросту неэффективной, а остальные приходится перестраивать. Меняется функционал должностей, развиваются новые направления, становятся другими цепочки взаимодействия с клиентами. Выпишите все бизнес-процессы вашей компании в список и создайте схему по каждому из них. Схема структурирует ваш взгляд и сделает понятным процесс для сотрудников.

Надеяться на лучшее – готовиться к худшему
Постарайтесь учесть всевозможные факторы, от которых зависит дальнейшее развитие вашего бизнеса. Рассчитайте пессимистичный (если совсем все плохо, и даже хуже), оптимистичный (если все сложится максимально хорошо) и реалистичный (как вы думаете, что будет в реальности) планы развития. Сделайте их на разные периоды – на месяц, полгода, год. Глядя на эти планы, подумайте, как изменится каждая составляющая вашего бизнеса – от количества персонала до чистой прибыли.
Перевести постоянные расходы в переменные
Такие расходы, как аренда, абонентская плата и подобные, по возможности стоит перевести в переменные расходы. Это значит, можно договориться «привязать» арендную ставку к вашему обороту или сделать ее гибкой, зависящей от условий (сезон/не сезон, период восстановления и т. д.). Абонентскую плату, например, за обслуживание внешними компаниями можно перевести от фиксированной ставки в разовые выплаты в зависимости от необходимых работ.

Поменять систему оплаты труда
Необходимо определить, чьи вознаграждения были выше рынка труда, как он изменился сейчас в вашем сегменте. Если ваша компания очень пострадала в кризис – сократить зарплаты, при этом создавая команде информационное поле о том, как долго будут продолжаться такие условия. Сейчас важно максимально привязать оплату к результатам. Это значит вывести KPI (ключевые показатели эффективности) для каждой должности и в соответствии с ними оплачивать трудовую деятельность. Платить щедро только тогда, когда вся компания в выигрыше, когда результаты сотрудников действительно стоят того.
Усилить отдел продаж
Выписать все инструменты вашего отдела продаж – человеческие, электронные, коммуникативные, временные, территориальные. Выписать способы и возможности. Вы точно все учли? Создайте целую карту возможностей продаж и начинайте действовать по ней, параллельно применяя все полезные шаги, описанные выше!

Оперативно адаптироваться под изменения рынка
Регулярно проводите перманентный анализ рынка, изменения интересов потребителей, спроса. Оценивайте ситуацию, стройте гипотезы и адаптируйте под ситуацию свои активности и бюджет. Так вы получите больше шансов выжить. Например, если вы занимаетесь продажей какого-то продукта – запустите линейку продуктов, к которым вырос интерес пользователей, или придумайте акцию. Вероятно, это позволит сохранить неплохую планку по продажам и удержать позиции.
Наладить процессы удаленной работы
Всех сотрудников, которые могут работать из дома, лучше перевести на удаленную работу: и в целях безопасности, и в целях оптимизации расходов – аренда и использование офисного помещения. Если система коммуникации в компании плохо налажена, то будет непросто, однако воспринимайте это как шанс научиться новому и проверить команду на прочность. Контрольный список вопросов, который необходимо решить: нужно ли команде быть онлайн в течение фиксированного рабочего дня или работники смогут установить свои графики; какие инструменты сотрудники используют для коммуникации, безопасного обмена документами и информацией; как будет отслеживаться прогресс и оцениваться результат.

Помните: страшно, пока не начал делать. Страшно, пока вы находитесь в ожидании и рассуждениях, но не в действиях. Как только начинаете действовать и получать первые результаты – появляются первые успехи, которые вдохновляют на новые победы! После любого кризиса будет рост – такова природа экономики.