Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
В то время как одни идут семимильными шагами и достигают успеха, другие стоят на месте или, хуже того, делают шаг вперед и два назад. Подбираем ключи к успеху вместе с колумнистом рубрики, психологом-аналитиком
и коучем Александрой Сборцевой.

Вопросы психологу на темы бизнеса, карьеры
и саморазвития можно присылать по адресу psychology@lsmag.ru.
Ответы Александры читайте в следующем
выпуске Lifestyle.

Занимаясь вопросами стартапа и подготовки к бизнесу в целом, я наблюдаю за разными компаниями и анализирую истории успеха. Задача в том, чтобы не только выявить некую формулу, но и посмотреть, почему люди сдаются. Кажется, мне удалось понять несколько секретов. Предлагаю разобрать их на примере сетевого бизнеса.

Посмотрите, как работают компании Oriflame, Avon и подобные им. У каждой команды есть куратор или наставник, которые оказывают мощную поддержку новичкам. Сотрудники регулярно ездят на различные встречи, где общаются с коллегами, увлеченными одной идеей.

На старте, развивая собственное дело, без наставничества и поддержки смогут выжить не все. Необходимо быть сильным человеком со стержнем и непоколебимой верой в проект. Либо стоит найти ментора, который будет курировать деятельность на начальном этапе, или сообщество, где вы сможете общаться с единомышленниками и черпать знания, вдохновение и мотивацию. В бизнесе один в поле не воин. На днях общалась с подругой, которая теперь работает в Oriflame. Делюсь наблюдениями.
«В бизнесе один в поле не воин».
Один из основных постулатов гласит: «Минимизируй общение с теми, кто не поддерживает тебя в начинании». Что происходит обычно у начинающих предпринимателей? Они советуются с друзьями, родными и близкими, у которых часто даже нет опыта в бизнесе. Такие люди не могут грамотно поддержать, а то и наоборот, отговаривают и советуют «не ввязываться, чтобы не прогореть и не остаться у разбитого корыта». Обычно это говорят те, кто зарабатывает определенное количество денег и не хочет большего. Ситуация и так стабильна, безопасна, да и надрываться не нужно.

Важна поддержка единомышленников, которые понимают состояние «качелей» и переживания. В таких компаниях у команды есть общие чаты, группы поддержки, где они могут безопасно высказать свои мысли и сомнения, не опасаясь, что заклюют. Что в другом лагере? Приходится фильтровать, кому и что говорить, иначе есть риск нарваться на шутки, так как теперь ты «предпринимательщица» или «предпринимателка». Помните, как в рекламном ролике банка «Открытие»?

Большую роль играет наставник, куратор, ментор – другими словами, тот, кто подставит свое плечо. Человек, с которым можно посоветоваться, обсудить проблему и узнать, как нужно действовать в той или иной ситуации: как общаться с клиентами, как проводить девичники и бьюти-дни, чтобы продукция продавалась, – как, когда и где, одним словом. Это работает! В реальности новичка – читаешь тонну книг, смотришь бесплатные вебинары, чтобы сэкономить, изучаешь статьи коучей, маркетологов и прочих людей, кто может помочь тебе сделать продажи и вывести бизнес на новый уровень.

Дополнительно мотивируют бонусы, подарки и прочие механизмы, которые способствуют качественному и количественному росту. Постоянные розыгрыши, премии и возможность съездить в отпуск за счет компании. Согласитесь, когда сотрудника торжественно награждают, а весь зал ему аплодирует и поздравляет – хочется поднимать целину еще и еще.

Проверенная информация поступает от куратора. В таких компаниях годами проводятся различные социальные опросы, психологические исследования и другие эксперименты по вопросу того, что работает с клиентом, а что нет. Начинающие же предприниматели тонут в океане информации, не зная, кому верить, а кому нет. Понимание, что сработает в твоем случае, достигается методом проб и ошибок. За опыт придется расплатиться деньгами, временем и силами.
Чек-лист для начинающего предпринимателя
Принято выделять три главные составляющие успеха предпринимателя: материальный мир, межличностные отношения и внутреннее состояние. Предлагаем небольшой чек-лист, который поможет узнать, насколько вы готовы к открытию собственного дела.
Материальный мир
• Знаю закон, нормативные регулирующие документы.
• Готов к работе с госорганами (СЭС, налоговая, тендерные площадки).
• Обладаю материальными ресурсами в виде помещения, средств производства, технологий.
• Располагаю средствами на конкретный период, которые позволят сделать конкретные действия.
• Понимаю, как организовать деятельность в бизнесе.
• Понимаю влияние внешней среды (законы, санкции).
• Понимаю механизм работы бизнеса (модель монетизации, каналы продажи, партнеры, каналы информирования клиентов).
Межличностные отношения
• Знаю, кто наши клиенты.
• Могу привлечь новых клиентов.
• Могу привлечь влиятельных лиц.
• Могу найти тех, кто будет заинтересован в моем деле.
• Знаю конкурентов и с уважением изучаю их деятельность.
• У меня есть партнеры, помощники.
Внутреннее состояние
• Я в ресурсном состоянии, у меня есть энергия, и я хочу идти вперед.
• Я дисциплинированно следую намеченному пути.
• Я действую согласно своим мотивам, ценностям и целям.
• Я чувствую силы, чтобы осуществить задуманное.