Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
Образ жизни

Назад в прошлое: паровозная прогулка

Говорят, в России две известных беды. И если с автомагистралями все действительно неоднозначно, то железная дорога – гордость страны, без которой сложно ее представить. Каждую минуту тысячи разных поездов стальными нитями рельсов связывают города и судьбы, а знаменитый стакан чая в фирменном подстаканнике давно стал символом путешествий.

С каждым годом поезда становятся быстрее, современнее, красивее. Но иногда хочется ненадолго вырваться из течения прогресса и совершить путешествие в прошлое – в романтичную эпоху, когда предвестником дальних странствий был протяжный паровозный гудок. К счастью, сделать это стало нетрудно: нужно лишь купить билет. Представляем два маршрута, по которым вы сможете прокатиться на настоящем паровозе.

Ретропоезд «Рускеальский экспресс»



«Рускеальский экспресс» стартовал летом прошлого года и почти сразу получил огромную популярность, став главным туристическим поездом страны. В отличие от «Селигера» здесь интересен не только маршрут поездки, сколько сам поезд. Путь длиной в 40 км по карельской тайге паровоз преодолевает за час – мог бы и быстрее, но он специально притормаживает, растягивая удовольствие. Вагоны «Экспресса», вполне современные снаружи, внутри стилизованы под интерьер поездов начала XX века. Ехать предстоит в роскошном купе, украшенном вычурными светильниками и старыми фотографиями. Кажется, что вот-вот откроется дверь, и внутрь пожалует колоритный купец или чиновник царской эпохи. А уж если в купе вдруг наскучит, можно посетить еще более роскошный вагон-ресторан.

Чтобы по-настоящему прочувствовать атмосферу «Рускеальского экспресса», рекомендуем приехать в город Сортавала с вечера, переночевать там, а утром отправиться на вокзал. Тогда вы сможете увидеть, как готовят к рейсу паровоз, и спокойно прогуляться по составу. Лучше это успеть до того, как из Петербурга прибудет «Ласточка» с сотнями пассажиров – они быстро заполнят все свободное пространство. К этому времени можно будет спокойно разместиться у окна, почитать прессу и под звуки станционного колокола и паровозного гудка отправиться в путь – в загадочные карельские леса.

Ретропоезд «Селигер»



Станция Бологое с недавних пор стала порталом во времени. Всего несколько минут назад вы рассекали пространство на «Сапсане» со скоростью почти 300 км/ч, а здесь вас встречает состав с двумя старенькими зелеными вагонами, во главе которого шипит и играет клубами белоснежного пара настоящий паровоз. Ему предстоит преодолеть около 100 км по лесам, полям и деревням тверской глубинки – красивейшим местам. Если бы наши кинематографисты решили делать ремейк «Паровозика из Ромашково», его следовало бы снимать здесь.

Поездка на паровозе немного отличается от железнодорожных путешествий, к которым мы привыкли. Поезд идет неровно – рывками. Иногда вид за окном заволакивает дымом – будто въезжаешь в туман. Ну и наконец – протяжные и такие красивые паровозные гудки, так непохожие на звуки привычных локомотивов.

Линия, по которой идет поезд, весьма интересная. Построена она была еще до революции и когда-то связывала северо-запад России с Беларусью. Позже она потеряла свое значение и застыла во времени, сохранив целый ряд старинных станций. На одной из них – Куженкино – поезд делает 30-минутную остановку. Здесь развернут настоящий музей: можно изучить быт старой станции, примерить на себя форму смотрителя и даже потренироваться в переводе стрелок.

Конечная цель – Осташков – стоит того, чтобы задержаться. Живописное озеро Селигер с сотнями уютных, окруженных лесом заливов. На его берегу – величественный монастырь – Нило-Столобенская пустынь. Да и сам Осташков очень приятен. Пожалуй, это один из самых колоритных старинных русских городов, и, возможно, один из самых недооцененных.

Путеводитель