Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
Сергей Свирид
основатель SMM-школы и диджитал-агентства SMM.SVIRID
Расскажите о жизни в Шексне. Чем вы занимались?
— После армии устроился на завод – Шекснинский комбинат древесных плит. Работал два через два, в выходные сидел за компьютером. В таком режиме прошло полгода, затем взял кредит на автомобиль и устроился на подработку в такси. Но спустя буквально два года осознал – перспективы нет, даже не смотря на то, что поступил в вуз. Принял решение что-то менять и… сменил место работы.

Помогло?
— В первый же день в компании «Вологдаэнерго» понял, что от перестановки мест сумма не меняется, стал продумывать план по увольнению. (Смеется.) Мне оставалось учиться полтора года, поставил перед собой цель: как только получу диплом, должен уволиться, но уже имея собственный бизнес.

Что стало первым шагом в достижении цели?
— Первое, что сделал – подписался на бизнес-паблики «Вконтакте». В одном из них наткнулся на человека, который в комментариях к записям описывал процессы стартапа, давал советы. Он был из Петропавловска-Камчатского, лет тридцати, говорил какими-то умными словами, но все по делу. Написал ему. Он позиционировал себя как бизнес-тренера, забросал меня сообщениями, терминами, значение которых тогда приходилось искать в Интернете.

Незнакомый человек так сразу согласился помочь?
— Он предложил пройти коучинг. Правила такие: зарабатываю два миллиона, один отдаю ему. Необходимо было внести первый взнос, я перевел эту сумму совершенно чужому человеку на другой конец страны. Но у меня ведь была своя цель, которую я не мог не выполнить. (Смеется.)

Трудно поверить! В чем заключалось обучение?
— Созванивались по скайпу каждую неделю, он давал мне домашнее задание, выслал список литературы «101 книга». Всего за год прочел 52 книги, хотя до этого ничего не читал даже в школе. Таким сильным было желание покончить с той жизнью. (Смеется.)

Первые успехи не заставили себя долго ждать?
— В апреле 2015 года зарегистрировал ИП и купил бизнес на «Авито». Это была франшиза компании CGSS – оптовая торговля электротоварами по Вологодской области. Основной задачей было находить клиентов – магазины электротоваров, дизайн-студии и другие объекты. Через три месяца все затраты окупились. Я продал бизнес в ноябре 2016-го, а вырученные средства вложил в следующий.

Что было на этот раз?
— Информационный портал Hilook. Идея выросла из другого проекта. Сначала появилась группа «Вакансии в Шексне» в соцсети «Вконтакте» – подобных сообществ в населенном пункте не было. Я планировал, что с его помощью буду отбирать лучших сотрудников, когда открою локальный бизнес в Шексне, чего, к слову, так и не произошло.
«В начале моего предпринимательского пути один из бизнес-тренеров сказал: «Прислушивайтесь
к людям». Поступил запрос – я на него ответил».
Каков был механизм работы сообщества?
— Люди предлагали новости в группе: одни искали работу, другие – сотрудников, периодически предлагали рекламные новости. Тогда я сделал вывод, что в Шексне не хватает новостного портала. Вынашивал эту идею некоторое время, провел опрос среди предпринимателей – разместились ли бы они на таком портале. Потом встретился со знакомым разработчиком, у которого была молодая веб-студия, рассказал ему свою идею и получил поддержку. Смета, договор – и поехали! Так появился мой второй проект – сервис Hilook. Продал его недавно, в сентябре.

Вы все еще продолжали работать в «Вологдаэнерго»?
— Да, все еще работал пять дней в неделю. На развитие бизнеса тратил все свободное время. В обеденный перерыв обзванивал точки, отправлял коммерческое предложение, а после работы ездил на встречи в Череповец и обратно. В Вологду ездил, когда брал отгулы за свой счет. Чуть не забыл: помимо всего прочего оказывал услуги электрика на дому и продавал рекламу на автобусы. А еще стал обладателем пилларсов в Череповце – это рекламные вращающиеся конструкции, которые вы могли видеть в торговых центрах. Мои находились в «Северо-Западном» и «Аксоне». (Смеется.)

У вас 48 часов в сутках?
— На самом деле говорю это только для того, чтобы было понятно, насколько хотелось достичь своих целей. Некоторые люди ищут причины, чтобы не делать, я же искал любые возможности. Те, кто жалуются, мне кажется, просто недостаточно стараются. Звучит банально, но нужно постоянно выходить из зоны комфорта – это правда так. Как в тренажерном зале, когда повышаешь вес через силу.

Откуда парень из Шексны знал, как нужно действовать и куда двигаться?
— Прочитанные книги действительно помогли. Да и это только звучит круто «коммерческое предложение», «переговоры». В самом начале это было на любительском уровне, делал интуитивно. Постепенно набирался опыта, обошлось не без ошибок.

Итак, цель достигнута, вы владелец нескольких проектов. Что было дальше?
— В марте 2016-го получил диплом и написал заявление на увольнение. Два месяца был в эйфории – ничего не делал. Дал себе возможность выдохнуть и понять, куда двигаться дальше.

Решили – в Череповец?
— Да, окончательно перебираюсь сюда в апреле 2017-го. Снимаю комнату у друга – даже кровать привез на машине из Шексны. Некоторое время пытался развивать Hilook здесь, привлек в проект сотрудников. Однако по сравнению с информационными гигантами, которые уже давно существуют в городе, нашему порталу не хватало функционала. К лету оказался в долгах, приходилось доставать средства из других проектов – все уходило на развитие сервиса.

Оказаться по уши в долгах было непросто?
— Впервые в жизни столкнулся с апатией. Кроме долгов, были проблемы личного характера, выпала несчастливая карта, я не знал, что делать. Решил плыть по течению. До сих пор уверен, что выбраться из депрессии и снова обрести ориентиры смог благодаря супруге, с которой мы познакомились в тот период.

Когда началось развитие в сфере SMM-продвижения?
— Если начинать с самого начала, то с 2015 года, так как развивал свои личные проекты. С коммерческой точки зрения – в 2017-м с одного SMM-агентства в Череповце, в котором мне предложили должность руководителя и менеджера проектов.
Вы понимали, что это за работа?
— Думаю, начал понимать еще со времен портала Hilook. С того момента занимался контентом, вел личный блог, которому уже четыре года. С начала работы в агентстве поступали запросы на продвижение бизнеса в социальных сетях на фрилансе. Написал кто-то из знакомых, спросил, могу ли я настроить таргетированную рекламу «Вконтакте». Я ничего не умел, но взялся за работу. Самостоятельно разбирался, изучал тему с помощью видеоуроков, статей. Сделал рекламу качественно, меня порекомендовали – так пошли заказы.

Как определили стоимость своих услуг?
— Делил на два цену, которая была у SMM-агентства. Три года назад конкуренция в Череповце была нулевая.

Рынок нуждался в ваших услугах?
— Клиентов становилось все больше. В 2018 году через меня прошло около 100 проектов. Первое выступление в роли спикера по SMM состоялось в июне 2018-го, на бесплатном семинаре компании Webest. Это была конференция по «Битрикс24», мы собрали участников в конференц-зале на пароходе. После выступления подошла девушка и спросила, обучаю ли я. Ни минуты не раздумывая, ответил, что да. Уже был опыт «быстрого ответа». (Смеется.)

Конечно, никакой программы на тот момент не было?
— Верно. У девушки был список вопросов, а проектом, который она планировала развивать, была автошкола. В краткие сроки подстроил под нее программу, упаковал. В начале моего предпринимательского пути один из бизнес-тренеров сказал: «Прислушивайтесь к людям». Этот совет действительно работает. Поступил запрос – я на него ответил. Снова опубликовал положительный отзыв в блоге, и в следующем месяце еще один человек купил индивидуальную программу.

Тогда впервые подумали о создании собственного агентства?
— У каждого человека наступает период в жизни, когда не удается перескочить определенную сумму дохода, но потом происходит резкий скачок – и закрепляется новая цифра. У меня такой скачок пришелся на конец 2018 года, поэтому на 2019-й я строил соответствующие планы. Цель – запуск имиджевого сайта и выстраивание команды.

С чего началось сотрудничество с «Агентством городского развития»?
— Прошлым летом пришла мысль предложить им сотрудничество. С июня мы начали проводить мероприятия – сначала бесплатные, а затем на платной основе. Прошлая осень была насыщенной – город заинтересовался диджитал-сферой.

Потом создали SMM-школу?
— В феврале съездил в Санкт-Петербург в Высшую школу таргета и прошел курс по таргетированной рекламе в Instagram и Facebook, посмотрел, как работает эта кухня изнутри, и уже в марте организовал SMM-школу в Череповце. В первом потоке было 9 человек, я обучал их в офисе компании Webest. Второй поток состоялся уже на базе АГР. Всем, кто прошел курс, выдаются сертификаты. Возможность пройти индивидуальный курс все так же существует.

Как удается собирать потоки на свой курс? Неужели в Череповце действительно такой интерес к профессии?
— Большая часть бизнеса давно уже перешла в онлайн. Уважающая себя компания должна работать над имиджевым позиционированием в Интернете. Интерес к этому только растет!

Кто эти люди?
— Если анализировать потоки, то до сих пор не удается спрогнозировать, кто придет. Среди учеников и студенты, и предприниматели. Вы удивитесь, но 5-й поток состоял в основном из людей от 30 лет. Приходят, чтобы научиться позиционировать свой бизнес в онлайн-среде. А вот 9 человек из 3-го потока были действующими и начинающими SMM-специалистами, которые пришли, чтобы повысить квалификацию. Интересно, что такие люди приходят уже со своим списком вопросов – так поступаю и я, когда покупаю очередной курс или еду на конференцию. Мне даже не столько важна программа, сколько хочется получить ответы.

К вам может прийти человек, который никогда не сталкивался с SMM?
— Конечно, приходят все. У меня много практического опыта: рассказываю, как продвигаться начинающему бизнесу с маленьким бюджетом, показываю примеры объявлений через рекламный кабинет, успешные кейсы, делюсь и собственными ошибками. Например, почему может не запуститься реклама.

Как вы вовлекаете аудиторию, если среди учеников есть и новички, и опытные специалисты?
— Программа разработана таким образом, что и тем и другим будет интересно, и совершенствуется от потока к потоку. Иногда даже маленькие фишки приносят результат. К тому же к каждому ученику индивидуальный подход.

Сергей, вы неоднократно упоминали некий список вопросов. О чем это?
— В прямом смысле о списке вопросов. (Смеется.) Например, мне больше нравится настраивать таргетированную рекламу в «Инстаграм» через рекламный кабинет «Фейсбук», а он достаточно сложный. Лидеры мнений из Петербурга, у которых покупаю курсы, уже прошли этот путь и знают, что делать. Так, попав к ним, я спрашиваю о том, что меня интересует, и тем самым совершенствуюсь.

На каком обучающем мероприятии были в последнее время?
— На конференции «Суровый питерский SMM». Меня поразил масштаб мероприятия. Вывесили огромную карту Евразии, на ней булавками были отмечены города, откуда приехали участники. Приезжали люди из Берлина, Еревана, Южно-Сахалинска, Хабаровска. Было 2300 участников. Но главное, энергетика, нетворкинг – можно обсудить проблемные вопросы, найти заказчика или подрядчика. Собрались люди, заданные одной целью. Представьте, какой колоссальный обмен опытом!
Что вы думаете о таких проектах, как «Бизнес-молодость», «Трансформация»?
— Сразу возникает вопрос: кто вообще туда обращается?! (Смеется.) Например, сегодня попалась реклама «Бизнес с нуля». Что такое бизнес с нуля? Я лично не понимаю. Может быть, там дают некую мотивацию, но она ничем не подкреплена. Эмоциональный запал быстро пропадает, и остаются те же вопросы: как выбрать направление, с чего начать и так далее.

У вас есть увлечения, кроме бизнеса?
— Занимаюсь музыкой. Еще в подростковом возрасте попал в культуру неформалов, играл на бас-гитаре. Покупал с рук – на что хватало, а первую хорошую гитару подарила мама. Сколотили с друзьями группу WithoutTheName – это было десять лет назад. За два года ее существования мы выступили в Шексне, Череповце и Вологде. Последнее выступление было на OpenAir в Вологде в честь Дня города. Получил номинацию «Лучший бас-гитарист» фестиваля сезона 2010-2011 года.

С музыкой завязать не получилось – сейчас у нас есть новая группа WAVEDAY,
в феврале этого года выпустили инструментальный альбом. Летом нашли вокалиста, а сейчас выпускаем полноценные синглы с вокалом.

Сергей, дайте совет как человек, у которого навыки предпринимательства в крови?
— Финансовое планирование – маст-хэв. Рекомендую всем без исключения вести учет расходов и доходов. Не обязательно осваивать сложные программы и обладать специальными знаниями, достаточно сводить цифры, даже если речь касается не бизнеса, а личного бюджета. Стремитесь всегда быть в плюсе и откладывать любую сумму по силам, чтобы при случае инвестировать в саморазвитие, проект или масштабную покупку.

Как вы можете описать свой образ жизни?
— Люблю проводить время с семьей, сыном и супругой. В свое время пожертвовал встречами с друзьями, и считаю, так нужно, если есть стремление развиваться в предпринимательской деятельности. Поддерживать связь с близкими людьми необходимо, но это нужно отличать от тусовок. Некоторые мужчины до сих пор живут в шестнадцатилетнем возрасте, но при этом жалуются на жизнь. Успех – это не случайность.