Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
Теория поколений раскрывает особенности их представителей: в какое время они родились, какое у них мировоззрение и основные черты характера, как выстраивать с ними коммуникацию. Разбираемся, чем все-таки отличаются люди, рожденные в разных десятилетиях.
Инга Шепелева, руководитель службы персонала «Леруа Мерлен»
в Череповце и карьерный коуч
Человеку свойственно опираться на различные теории – это придает уверенности. Мы живем в интересное время стремительных перемен, к которым однако часто не готовы ни люди, ни бизнес. На протяжении последних нескольких лет работодатели постоянно говорят о поколении Z, которое выходит на рынок труда и меняет правила игры. Но прежде чем переключаться на «зетов», важно раскрыть теорию поколений, которые сосуществуют в современном мире.

Авторы теории поколений – американский историк Уильям Штраус и экономист Нил Хау. В 1991 году они издали книгу «Поколения», в которой подробно разбирается история поколений, живущих в разные временные отрезки в США начиная с 1584 года. Как в природе мы наблюдаем цикличность времен года, так и на смену одному поколению приходит другое. Оно проходит периоды подъема, пробуждения, спада и кризиса. Теория заключается в том, что каждые 20–23 года, на свет появляются люди, мировоззрение которых не схоже с убеждениями предшественников. Отсюда следует, что поколения надо характеризовать не столько возрастом, сколько ценностями.

На примере России можно классифицировать поколения по годам рождения так: величайшее поколение (1903–1923 гг.), молчаливое поколение (1924–1943 гг.), бэби-бумеры (1944–1963 гг.), поколение Х (1964–1984 гг.), поколение Y (1985–2003 гг.), поколение Z (2004–2023 гг.). Ряд экспертов выделяют поколение Alpha, которое берет начало с 2014 года.

Важно помнить, что на индивидуальном уровне все разные. Но если взглянуть на людей через призму поколений, можно получить полезную последовательность, которая поможет общаться, работать, мотивировать, вовлекать людей разных возрастов. На рынке труда сегодня присутствуют три поколения: X, Y, Z. Об основных характеристиках и главных мотиваторах для каждого из них и поговорим.

«Работодатель тоже должен развиваться
и быть «в рынке» с позиции сотрудников».
Ответственное поколение X
Иксы родились в эпоху пробуждения и стабильности – время, которое ознаменовано перестройкой, холодной войной, войной в Афганистане, появлением наркотиков и СПИДа. Поколение Х отличается готовностью меняться, для него важна возможность выбора, информированность, индивидуализм, а также неформальность взглядов и поиск эмоций. «Иксы» готовы учиться в течение всей жизни. В работе не выносят условия тотального микроменеджмента. Если вдруг захотите их демотивировать, то поставьте задачу так, чтобы даже ребенок понял. «Иксы» ответственны и готовы выполнять сложные задачи, при этом способы решения важно выбирать самостоятельно.

Как взаимодействовать?
Эти люди ценят самостоятельность, независимость и возможность самореализоваться. Предоставьте «иксам» больше пространства и ответственности, а если им понадобится помощь, они сами о ней попросят.

Миллениалы или поколение Y
Если говорить об «игреках», то это поколение, которое рождено в эпоху спада, когда распался СССР, было много терактов и военных конфликтов, а также появился Интернет и мобильные телефоны. Во главе угла стоит гражданский долг и мораль, ответственность, немедленное вознаграждение, а психологи отмечают скептицизм «игреков» и неумение подчиняться. На первый план выходит интерес, понимание своей роли и вклад в общее дело. Представителям поколения Y важно понимать смысл своих действий, большое значение имеет коммуникация с коллегами. «Игреков» легко вовлекать в различные проекты. Их мотивируют задачи по интересам, а бессмысленные правила – демотивируют.

Как взаимодействовать?
Если хотите, чтобы миллениал был заинтересован в задаче, объясните ему, как ее выполнение влияет на общий результат команды или компании. Для них важно найти свое место, а не просто работу, понимать собственную роль в общем деле.

Цифровое поколение Z
Для «зетов» важны доверительные отношения с родителями, их отличает клиповое мышление, техническая и информационная грамотность. В карьере красной линией проходят ценности, для них важно, чтобы ценности компании совпадали с их собственными. И если этого не происходит, то вряд ли работодатель удержит молодого сотрудника. «Зетов» отличает то, что прежде чем принять решение, они запросто проверят в Интернете любую информацию. Если вы рассказываете о предоставляемых в компании «плюшках», будьте готовы к тому, что представители поколения Z тут же посмотрят отзывы в Интернете. Они не терпят авторитеты. И современному работодателю придется учитывать приоритеты поколения, которому предстоит строить будущее.

Как взаимодействовать?
Ваш статус эксперта для «зетов» не всегда имеет значение. Они оценят готовность быть открытым, получать и давать обратную связь, признавать ошибки, меняться и использовать новые подходы.

Стоит понимать, что теория поколений не панацея, она лишь дает нам подсказки и помогает лучше понять, что повлияло на формирование ценностей разных людей и как это отражается на работе. И главное, что показывает эта теория: мы действительно разные, и то, что работало для одних, не обязательно будет работать для других.

Мы часто слышим о проблемах мотивации новых поколений – они не такие, как мы, они не умеют работать на результат, они непостоянны, им не интересна карьера… Да, у поколений есть различия, но они скорее внешние. Суть не меняется: все хотят не нести бремя, а заниматься любимым делом; не делать что скажут, а вносить свой вклад; работать не по принципу «ты начальник – я дурак», а в режиме диалога. Возможно, поколение Z просто чуть меньше готово мириться с тем, что их не устраивает, но это и к лучшему – работодатель тоже должен развиваться и быть «в рынке» с позиции сотрудников.