Журнал о городе, людях, культуре и саморазвитии
Культура
Культура

Театральный ликбез: иммерсивный спектакль

Театр усиленно ищет новый язык, формы, смыслы и жанры. Все чаще на афишах премьерных спектаклей встречается слово «иммерсивный». Чем иммерсивный театр отличается от традиционного и почему он похож на квест или на ожившую компьютерную игру?

В иммерсивных постановках публика становится непосредственным участником происходящего. Здесь отсутствует деление на зал и сцену, есть единое пространство существования.

Главным принципом является свобода зрителей. Они не сидят в кресле, как в традиционном театре, а могут перемещаться по различным локациям, в которых одновременно происходит какое-либо действие. При этом не просто наблюдают со стороны, но сами оказываются внутри пьесы, проживая ее вместе с героями. Такая форма очень похожа на квест или путешествие. Именно поэтому в России иммерсивный театр также называют бродилкой, как компьютерную игру.

Зрителям обычно надевают маски, чтобы отличить их от актеров. Актеры же двигаются и ведут себя так, будто бы не замечают гостей, однако не игнорируют, а играют, учитывая присутствие каждого зрителя в истории. Благодаря этому создается впечатление, будто бы гости подглядывают за происходящим. Важной особенностью феномена иммерсивности является атмосфера. Режиссеры стараются полностью воссоздать атмосферу происходящего, воздействуя на все органы чувств с помощью декораций, костюмов, света, запахов, звуков. В таком спектакле нет главных и второстепенных героев, любой персонаж может стать главным в зависимости от выбора зрителя.

Иммерсивный спектакль (с англ. immerse – погружать, вовлекать) предполагает полное погружение зрителя в постановку. Такая театральная форма как бы разрушает стену – барьер между актером и зрителем. Еще одно название – театр-променад.



Считается, что иммерсивный театр появился в 2003 году вместе с проектами британской театральной компании Punchdrunk. Эта компания породила новую форму театра, смешивая классические тексты, дизайнерские установки и неожиданные места. Они отвергли пассивное существование зрителей, погрузив их в эпические путешествия. Самым популярным спектаклем компании Punchdrunk можно назвать постановку Sleep no more (режиссеры Феликс Баррет и Максин Дойл).

Сюжет основан на шекспировском произведении «Макбет», с которым, впрочем, мало схож. Действие разворачивается в вымышленном отеле в Челси. По большому пятиэтажному особняку среди публики ходят актеры – они не говорят, а танцуют. Здесь нет никаких рамок и преград. Посетители могут передвигаться повсюду – от бального зала и купальни до темных подвалов и кладбища, могут трогать предметы вокруг, открывать шкафы и книги. Зритель сам выбирает, куда ему идти и за какими актерами наблюдать, что помогает ему прожить свою уникальную историю. Спектакль все еще можно посмотреть в Нью-Йорке.


В России иммерсивный театр появился относительно недавно, в 2015 году. Тогда москвичам впервые показали «Русские сказки» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». Сказки показывали одновременно в большом, малом и репетиционных залах, а также в фойе второго этажа. Иммерсивным этот спектакль можно было назвать с натяжкой, однако это был первый шаг к такому жанру.

Сейчас иммерсивный театр в России продолжает развиваться. Самой яркой постановкой является спектакль «Вернувшиеся». Он основан на пьесе «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена и состоит из 240 сцен, которые актеры разыгрывают в 50 комнатах особняка. Здесь зритель видит только фрагменты трагедии и должен самостоятельно восстановить полную картину происходящего.


Собираясь на премьеру в классический театр в том понимании, в котором мы его себе представляем, зритель обычно знает, что его ждет. Места по заранее купленным билетам, программа, сцена – пожалуйста, расслабьтесь и наслаждайтесь представлением.

Здесь же все совсем не так. Приходится включать интуицию, принимать инстинктивные решения, в голове происходит некий монтаж происходящего. Зритель словно сам становится режиссером и строит свою драматургию. В этом вся прелесть такой формы современного театра, и даже не являясь его поклонником, иммерсивное представление стоит посетить хотя бы раз в жизни.

Использованы изображения из открытых источников.